Проблемы и организационно-экономические механизмы обеспечения защиты окружающей среды от воздействия авиации

Анализ эффективности механизмов стимулирования замены авиационной техники и технологий на более экологичные

(см. [1, 11, 12, 13, 14])

С одной стороны, новые образцы авиационной техники, как правило, имеют лучшую топливную экономичность и, как следствие, удельную эмиссию вредных веществ. С другой стороны, ускоренная замена парка авиационной техники под влиянием ужесточения стандартов и норм требует производства избыточного объема изделий, которое также приводит к расходованию энергоресурсов и дополнительной эмиссии вредных веществ. Предложен метод оценки суммарных выбросов за весь жизненный цикл авиационной техники, позволяющий сопоставить указанную дополнительную эмиссию при производстве новой авиационной техники и «экономию» эмиссии в процессе эксплуатации. Это позволяет корректно оценить экологическую целесообразность ускоренной замены парка авиационной техники на более экологичную.

Проверена т.н. гипотеза Портера, гласящая, что государственного принуждения для этого и не требуется, поскольку более «зеленая» авиационная техника, как правило, и более экономична, коммерчески эффективна. Однако не всегда ее экономического преимущества достаточно, чтобы оправдать досрочную замену имеющегося парка авиационной техники. Определены формальные условия справедливости гипотезы Портера.

Рассмотрены различные меры стимулирования государством ускоренной замены авиационной техники (на более экологичную), и показано, что в условиях замедления темпов улучшения технологий предпочтительнее т.н. дискреционные меры – прямые штрафы за использование старой техники, чем встроенные регуляторы, например, налоги на выбросы (поскольку для создания необходимых стимулов их ставки пришлось бы сделать неприемлемо высокими для всех). Учтены в т.ч. риски коррупции при использовании дискреционных мер регулирования (обычно это используется как контраргумент против прямого госрегулирования), и определены условия, при которых такие риски будут приемлемы для общества.

 

Анализ предпосылок проявления эффекта рикошета (парадокса Джевонса), и других рисков внедрения «зеленых» технологий

(см. [11, 15])

Эффект рикошета, или парадокс Джевонса – повышение совокупного потребления ресурсов при снижении их удельного потребления. Определены формальные условия, в которых такой эффект проявится, и обоснованы механизмы его нейтрализации.

 

Прогнозирование социально-экономической и экологической эффективности внедрения новых видов авиационных топлив

(см. [16, 17])

Разработаны модели, позволяющие оценить совокупный спрос на новые виды авиационного топлива (наряду с традиционным), изменение объема авиаперевозок, суммарных выбросов и равновесного уровня тарифов при их внедрении, в зависимости от обобщенных параметров предложения новых авиационных топлив.

 

Принципы и методы целеполагания развития авиации в части защиты окружающей среды

(см. [18])

На сегодняшний день мировым сообществом сформированы цели по снижению удельной эмиссии на 2% в год и по снижению общей эмиссии углекислого газа даже при росте спроса на услуги гражданской авиации. Однако резервы сокращения эмиссии традиционными способами близки к исчерпанию. Прикладная наука и авиастроительные корпорации ищут новые технологии как в части конструкции и принципов эксплуатации авиационной техники, так и в части авиационных топлив, энергоносителей. Необходимо комплексно учитывать все аспекты авиационной деятельности, включая разработку, производство, эксплуатацию и утилизацию воздушных судов, и полный жизненный цикл топлив, которые используются во всех процессах жизненного цикла воздушного судна. С учетом этих аспектов и многие якобы «зеленые» технологии могут быть либо неэффективными, либо еще не достигли достаточного уровня готовности.

Предложены новые принципы постановки целей развития международной гражданской авиации в области защиты окружающей среды, с учетом перечисленных соображений. Неверно рассматривать влияние гражданской авиации на окружающую среду и климат и, в частности, вызываемое ею увеличение парникового эффекта изолированно от других сфер народного хозяйства. Кроме того, авиацию не следует рассматривать лишь как загрязнителя окружающей среды. Возможно, применение авиации в различных отраслях позволит значимо сократить объемы вредных выбросов. И наоборот, ее искусственное вытеснение под предлогом защиты окружающей среды – например, в пользу скоростного наземного транспорта – может привести к значительному росту не только затрат, но и объема вредных выбросов.