Стратегии развития и конкуренции на рынках продукции авиастроения с учетом стандартов и норм

Анализ ужесточения экологических стандартов как механизмов стимулирования спроса на продукцию авиастроения

(см. [1, 2, 3, 4])

Проведен анализ экономических аспектов использования экологических норм как рычагов в глобальной конкурентной борьбе на рынках воздушных перевозок и авиатехники. Построены упрощенные экономико-математические модели совокупной емкости рынков авиационной техники при периодическом ужесточении экологических стандартов.

Оценки, полученные на основе модельных расчетов, показывают, что принятие и дальнейшее ужесточение экологических стандартов в развитых странах мира, в принципе, может преследовать не только цели защиты окружающей среды, но и цели стимулирования спроса на продукцию зарубежных авиастроительных компаний. При этом наличие вторичного рынка авиационной техники в странах бывшего СССР и третьего мира позволяло, в определенный период, интенсифицировать процесс ужесточения экологических норм без ущерба для зарубежных авиакомпаний, т.е. согласовать интересы зарубежных авиастроителей и эксплуатантов.

 

Исследование «конкуренции стандартов» на рынках продукции авиастроения

(см. [4, 5, 6])

Стандарты и нормы стали важным инструментом конкурентной борьбы в авиации и авиастроении. Фирмы и стоящие за ними государства могут инвестировать в исследования и разработки, создавая технологии и авиационную технику, удовлетворяющую более жёстким нормам, а затем лоббировать ужесточение стандартов и норм в контролируемых ими технологических зонах. Если конкуренты не способны удовлетворить более жестким нормам, они уходят из данной технологической зоны.

Построена теоретико-игровая модель такой конкуренции, позволяющая оценить равновесный уровень жесткости норм (на примере норм авиационного шума) в различных технологических зонах и распределение мирового рынка между конкурентами. Выявлены рациональные стратегии конкурентов в части ужесточения стандартов в зависимости от емкостей рынков, от преимуществ в части создания новых технологий и производства авиационной техники. Показано влияние этих факторов на равновесный уровень нормируемого показателя и, соответственно, совершенства авиационных технологий.

Оценены потери игроков, которые отказываются от участия в «гонке стандартов» и довольствуются лишь внутренним рынком. Учитывается, что изделия авиационной промышленности, даже при продаже на внутреннем рынке иногда должны использоваться и в чужих технологических зонах. Поэтому даже заказчики на внутреннем рынке при прочих равных условиях предпочтут более универсальные изделия, а не изделия «для внутреннего пользования» — либо они будут продаваться со скидкой, размер которой и оценивается. Тем не менее, при малой ожидаемой доле на мировом рынке отказ от участия в «гонке стандартов» может быть выгодным для фирмы.

 

Обоснование выбора направлений перспективного развития российских магистральных самолетов в условиях ужесточения мировых стандартов и норм

(см. [7, 8])

Активно обсуждаются перспективы внедрения мировыми лидерами гражданского самолетостроения новых технологий, включая новые типы силовых установок, на магистральных самолетах. Вслед за внедрением таких технологий последует и ужесточение соответствующих стандартов и норм. Если российское авиастроение не сможет обеспечить технологический паритет с мировыми лидерами, даже новые российские самолеты не будут допущены к выполнению полетов в зарубежные технологические зоны и, тем более, не смогут продаваться на внешних рынках.

В то же время текущая доля российского авиастроения на мировом рынке маргинальна, и сейчас нет объективных технико-экономических предпосылок для ее существенного увеличения. При этом участие в «технологической гонке» становится все более дорогостоящим, и окупается лишь при условии массового выпуска соответствующей новым стандартам продукции. Тем более что при ужесточении глобальной конкуренции лидеры мирового рынка перешли к использованию неэкономических, политических инструментов, и преодолеть соответствующие барьеры российскому авиастроению практически невозможно.

В связи с этим необходимо проанализировать целесообразность создания магистрального самолета «для внутреннего пользования». С одной стороны, он, при прочих равных условиях, будет дешевле в производстве и в эксплуатации. С другой стороны, авиакомпании, при прочих равных условиях, предпочтут однородный парк, состоящий из одинаковых самолетов, способных выполнить любой рейс. Модель смешанного и однородного парков самолетов, основанная на теории массового обслуживания, позволяет оценить приемлемый уровень цены таких самолетов, стоимостную и натуральную емкость их рынков.

Далее следует оценить и сопоставить затраты, выручку и прибыль от продажи ВС «для внутреннего пользования» и «универсальных» ВС, с учетом возможной доли мирового рынка, которую могли бы занять российские авиастроители. Это позволяет принять экономически обоснованное решение о путях развития российского магистрального самолетостроения.

 

Анализ стратегических аспектов реализации убыточных проектов в авиационной промышленности

(см. [9, 10])

Современные проекты в области гражданского авиастроения в России, вероятнее всего, не окупят затрат на разработку соответствующих изделий, и даже прямых производственных затрат – прежде всего, по причине ограниченности спроса. При этом и с точки зрения обеспечения транспортной связанности территории России в условиях санкционных рисков они могут оказаться бесполезными, в силу значительной доли импортных компонентов.

В то же время реализация таких проектов может способствовать накоплению компетенций российского авиастроения, не допустить его технологического отставания, что в будущем обеспечит более быстрое освоение перспективной продукции и даже, возможно, коммерческую эффективность будущих проектов.

Выявлены условия, при которых даже убыточный (в т.ч. в краткосрочном периоде) авиастроительный проект выгодно продолжать, поскольку в ходе его реализации накапливаются компетенции, позволяющие реализовать последующие (уже коммерчески выгодные) проекты быстрее и с меньшими издержками.